Bog'lanish

Telefon
(+998 65) 223-21-20

Elektron manzil
buxoro@adliya.uz

Xabarni yuborish
Ishonch telefoni 1008

Янгиликлар

25

СВОБОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ЧЕЛОВЕКУ ПО ПРАВУ ЕГО ЖИЗНИ


Свобода человека является одной из главных ценностей современного цивилизованного общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности – одной из главных функций государства.

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми – многогранная угроза. Она отнимает у людей их права и свободы, повышает риск для их здоровья во всем мире и способствует росту организованной преступности.

В материалах Конгресса ООН посвященного проблемам преступности, отмечалось, что торговля людьми имеет выраженную тенденцию к росту. Если за 4 века «Классического рабства» оборот не превысил 12 миллионов человек, то за последние 30 лет только в Азии было продано в рабство не менее 30 миллионов женщин и детей.

Среди факторов притока жертв в систему торговли людьми можно назвать: разрыв в экономическом развитии стран, бедность, привлекательность предполагаемого высокого уровня жизни в других странах, отсутствие возможностей для трудоустройства, коррупция, политическая нестабильность, вооружённые конфликты и т.д.

Действующие международно-правовые документы рекомендуют запретить подобного рода деяния и установить за них ответственность в каждом государстве, подписавшем документ.

Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.

Основой для создания национальной правовой базы и практического применения в области противодействия людьми стала «Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности», ратифицированной 30 августа 2003 года. До настоящего времени Узбекистаном было подписано более 29 договоров в области международного сотрудничества по борьбе с преступлениями, носящими транснациональный и организованный характер. Кроме того, 8 июля 2008 года был ратифицирован «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, и наказания за неё, дополняющий Конвенцию ООН». Это более конкретный документ, где есть определение «торговли людьми» и обязательства государств по предупреждению торговли людьми и борьбы с ней с особым вниманием к женщинам и детям, защита и помощь жертвам такой торговли при полном уважении их прав и поощрение сотрудничества между государствами-участниками в достижении этих целей. Свою значимую роль сыграли Конвенция ООН «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами», к которой Республика Узбекистан присоединилась 12 декабря 2003 года, и факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли людьми, детской проституции и детской порнографии (ратифицирован 11 декабря 2008 г.)

Учитывая, что на постсоветском пространстве работорговля, принудительный труд и эксплуатация людей явно превышают по своим масштабам иные виды торговли людьми, Узбекистаном были ратифицированы основные Конвенции МОТ (Международной организации Труда) в области труда. Ратификация документов ООН и МОТ, которые содержат основные понятия принудительного труда, рабства, эксплуатации и другие общепринятые стандарты в сфере борьбы с торговлей людьми с целью трудовой эксплуатации.

В целях повышения эффективности мер по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми и имплементации международных стандартов 17 апреля 2008 года в Узбекистане был принят Закон «О противодействии торговле людьми». Далее для реализации Закона 08 июля 2008 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О Мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми» и  Национальный план действий на 2008 -2010 г.г., также утверждено Положение о Республиканской Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и 5 ноября 2008 года Постановление Кабинета Министров «Об образовании реабилитационного центра по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми».

Существующие международно-правовые документы запрещающие торговлю людьми оказали положительное воздействие на формирование нашего уголовного законодательства направленного на борьбу с названными преступлениями. Так 16 сентября 2008 года был принят Закон «О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс» в связи с принятием Закона о противодействии торговле людьми. В соответствии с данным Законом статья «вербовка с целью эксплуатации» была переименована на «Торговлю людьми».

Кодекс Республики Узбекистан об Административной ответственности был дополнен статьями об ответственности за нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних, невыполнение требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя, уклонении от обязанности по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, нарушении порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан.

 Однозначно, что международное и национальное законодательство уделяет большое внимание мерам по предупреждению торговле людьми и нерегулярной миграции. После принятия Закона в Узбекистане заметно усилилась совместная работа по проведению всевозможных информационно-просветительских кампаний с привлечением СМИ и других структур, во всех регионах организованы телефоны доверия при межведомственных комиссиях, МВД, Министерстве Труда, Государственном таможенном комитете. Проводятся большое количество мероприятий, акций, тренингов с государственными и общественными структурами. Эти меры помогают не только в предупреждении, но и в активном выявлении случаев торговли людьми. Поэтому в период после принятия Закона правоохранительные органы отмечают резкое возрастание количества обращений граждан.

31 июля 2019 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан  «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду». Данным указом Республиканская межведомственная комиссия по противодействию людьми преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду. Руководство территориальными комиссиями возложено на Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан , хокимов областей, г.Ташкента, райнов(городов). Учрежден институт Национального докладчика по противодействию торговле людьми и принудительному труду, возложив на него функции председателя данной Национальной Комиссии. Основными задачами Национального докладчика являются ежегодное представление Президенту информации о складывающейся ситуации в стране и мире в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, предпринимаемых мерах к данному виду преступлений и поддержке жертв торговле людьми.

Как мы видим из положений вышеназванного указа, проблема торговли людьми и принудительного труда имеет актуальный характер, и противодействие этому дикому негативному явлению в нашей стране взято под особый контроль главы нашего государства.

Махбуба Махкамова, Ведущий консультант Бухарского городского отделения юстиции